ИНЬ и ЯН

ИНЬ и ЯН
- основные космологические категории традиционной китайской мифологии, прафилософии и философии. Самый общий смысл И. - земное начало, Я. - небесное. Их дуализм и взаимослияние объясняют сущность всех мировых процессов, человеческой жизни и принципов истинного познания и разумного действия. И. и Я. выступают упорядочивающими началами предмирового хаоса, учреждающими из легких частиц - небо, из тяжелых - землю. Кроме того, И. и Я. принадлежат следующие характеристики: женское и мужское, темное и светлое, холодное и теплое, податливое и упорное, оформляющее и принимающее форму, сухое и влажное, порождающее и родящее; постепенно эти характеристики переходят в понятие "ци" - субстанции, воплощенного принципа. "Ян-цы" и "инь-цы", соответственно, - небесная легкая и земная тяжелая субстанции. Особое значение имеет представление о возможности через познание сущности взаимоотношений Я. и И. и их конкретной изменчивости воспринять как всеобщее, так и единичное в событийном плане мирового бытия. На этом принципе построена одна из наиболее авторитетных древних книг Китая - "И-цзин" ("Книга перемен"). Весь мировой процесс  состоит из чередования ситуаций, порождаемых взаимодействием Я. и И. Символически Я. изображается в виде сплошной горизонтальной черты, И. - прерывистой. Их сочетание объединено в 64 гексаграммы (ба-гуа), выражающие, как полагается, все возможные взаимодействия конфликтующих и сотрудничающих начал. Каждая черта в гексаграмме символизирует развитие ситуации. Посредством специальных процедур гадания и весьма обширных комментариев к "И-цзин" ищущий знания о настоящем и предвидениях будущего находил его в различных соответствиях "световых" черт Я. и "теневых" И. Поскольку Я. и И. всепроникающи, то определенное их сочетание в организме человека способствует тем или иным склонностям, поступкам, а также состоянию здоровья.

Совершенно особое значение приобретают принципы Я. и И. в распространенных эзотерических психомедитативных и психосексуальных практиках. Поскольку Я. есть мужское и духовное ("небесное") начало, то его культивация в теле и сознании дает человеку возможность раскрытия или приобретения талантов, способностей, превосходящих средний уровень. В число этих преимуществ, прежде всего, входят: долголетие, управление всеми органами тела с наибольшей эффективностью, исправление патологий организма, обретение высшего знания - мудрости. Эти представления связаны с понятием жизненной силы ци, разлитой в человеческом теле и управляющей его функциями через соединение с Я. и И. Их гармонизация является наиболее фундаментальным идеалом классической китайской культуры, воздействуя на все области жизни и искусства (включая медицинскую).

В той или иной мере традиционный китайский принцип культивации и гармонизации Я. и И. можно соотнести с распространенными в протофилософской культуре максимой "Жизнь в соответствии с природой", и отождествлением человеческого "я" с универсальными мировыми началами. С другой стороны, развитие мифосимволического уровня понимания Я. и И. вместе с формированием специфических мотивов традиционной китайской философии создает тот характерный образ китайской культуры, который актуален и по сей день. Дуализм миропонимания, восприятие мирового процесса как ситуаций взаимодействия противостоящих сил сказывается на своеобразном ориентире китайской философии в ее основных школах на социально-политическую, этическую и ритуальную проблематику; фактически, здесь отсутствуют более или менее фундаментальные метафизические представления.

Гносеология же традиционной философии либо напрямую связана с медитативными практиками, либо ей вообще не уделяется сколько-нибудь важного места (высокий авторитет гадания по "И-цзин" указывает на специфическую когнитивную роль Я. и И.).

Е. В. Гутов


Современный философский словарь. — М.: Панпринт. . 1998.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ИНЬ и ЯН" в других словарях:

  • ИНЬ ЯН — (кит., букв. – темное и светлое) – одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое,… …   Философская энциклопедия

  • ИНЬ И ЯН — в древнекитайской мифологии и натурфилософии тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при… …   Энциклопедия мифологии

  • Инь — (или Шан), древнекитайское государство в XIV XI вв. до н. э. Было завоёвано племенем чжоу. * * * ИНЬ ИНЬ (Шан) (Yin, Shang), раннее государство на территории Китая. Около 1400 г. до н. э. иньцы представители группы племен носителей одной из… …   Энциклопедический словарь

  • ИНЬ — ЯН — ИНЬ ЯН, основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в… …   Энциклопедический словарь

  • ИНЬ — ЯН основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское мужское, пассивное активное, холодное горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в приложении …   Большой Энциклопедический словарь

  • Инь-Ян — Инь изображаеется в виде прерванной линии и олицетворяет женское начало. Ян изображается в виде непрерывной линии и символизирует начало мужское. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и… …   Словарь символов

  • ИНЬ—ЯН — основополагающая парная категория кит. философии, выражающая идею дуальности мира. Этимологически восходит к идеограммам, обозначающим теневой (инь) и солнечный (ян) склоны холма. Обозначает универсальный ряд противоположных сторон мира вещей:… …   Философская энциклопедия

  • ИНЬ И ЯН —         одни из осн. понятий кит. философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны (напр., горы, ущелья). Др. кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для филос. выражения мн.… …   Философская энциклопедия

  • инь-ян — основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское  мужское, пассивное  активное, холодное  горячее и т. д.). Учение о силах инь ян систематизировано в приложении …   Энциклопедический словарь

  • Инь және Ян — бірін бірі толықтыратын екі күшті немесе өмірдің барлық аспектілері мен құбылыстарын қамтитын екі принципті білдіретін қытай философиясындағы ұғымдар. Инь жер, әйел бастама, қараңғылық түнек (тьма), енжарлық (пассивность) және жұту (поглощение)… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Инь — (Шан) первая достоверная эпоха истории Китая (16 11 вв. до н.э.). В период Инь появилось иероглифическое письмо. К 14 в. уже сложилось государство с царём (ваном) во главе. В 11 в. было уничтожено племенем чжоу. Последняя столица Инь близ… …   Исторический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»